Первобытная культура


ПЕРВОБЫТНАЯ  КУЛЬТУРА

Установить точные временные границы возникновения культуры весьма затруднительно. Культура возникает тогда, когда появляется сам человек.  Однако что такое культура?  В своей классичесой работе  «Первобытная культу- ра» Э.  Б.  Тайлор  пишет, что культура  слагается «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев  и некоторых других способностей и привычек, усвоенных чело- веком как членом общества»1. Согласно другой точке зрения, культуру следует рассматривать как абстракцию (А. Л. Крёбер и К. Клакхон) или как научаемое поведение (Ф. Кисинг). Оно передается из поколения в поколение. Важно  подчеркнуть, что речь идет о механизме социальной наследственности.
По  мнению другого  известного  ученого  Лесли Уайта,
«культура  представляет собой  класс  предметов и  явлений, зависящих от способности человека к символизации, ко- торый  рассматривается в экстрасоматическом контексте»2. Уайт полагает, что все предметы и явления, которые состав- ляют  культуру, располагаются  во  времени и  пространстве. Во-первых, это  сам  человек  с  его  идеями,  верованиями, эмоциями,  отношениями.  Во-вторых, процессы социаль- ного взаимодействия людей.  В-третьих, материальные объ- екты. Они находятся вне организма человека, «но в пределах моделей  социального взаимодействия между людьми»3.  Эти факторы определяют местоположение культуры.

В цитируемых определениях речь идет только  о человеке. Как  известно, высшие приматы тоже живут сообществами. Вся  стая  подчиняется довольно жестким правилам поведег ния, существует  своеобразная система  повышения статуса каждой  особи.   Широко распространенное среди  высших млекопитающих подражание позволяет говорить   о  внеге- нетическом способе  передачи опыта  от одного  индивида к другому.
Однако у животных отсутствует  внегенетический способ закрепления этого опыта  внутри  вида или популяции. У че- ловека он закрепляется в сказаниях, книгах, других памятни- ках духовной  и материальной культуры.  У животных такого нет. Поэтому, несмотря на высказывания отдельных ученых о возможности существования «элементарной»,  или  «про- токультуры», у высших  животных, большинство исследова- телей полагают, что культура  (или  нечто, близкое ей) все же не могла возникнуть в сообществе даже высокоорганизован- ных животных.
В целом  можно  сказать, что понятие культуры  включа- ет в себя программу деятельности (поведения), преемствен- ность, аккумуляцию (накопление). Относительно последне- го понятия следует отметить, что социально значимый опыт и является программой человеческой деятельности. Он не только передается, но и накапливается, поэтому процесс раз- вития  культуры  носит кумулятивный характер.  Опыт, тради- ции (прошлое) и инновации (настоящее) являются важными составляющими культуры.
Таким  образом, культура  предполагает внегенетическую передачу  опыта  от индивида к индивиду. Этот опыт должен быть зафиксирован в небиологических материальных струк- турах (например, в книгах  или наскальных изображениях).
Общая схема возникновения человека может быть пред- ставлена  следующим образом.
Многочисленные  археологические раскопки  и  наход- ки  позволяют сделать  вывод, что  предками человека были человекообразные  обезьяны, жившие в эпоху миоцена. Они вели полудревесный-полуназемный образ жизни. Однако со временем условия жизни изменились,  и обезьяны были вы- нуждены спуститься на землю. Одной из основных причин таких изменений  ученые называют перемену климата.
Изменившиеся условия жизни заставили огромных жи- вотных приспосабливаться к новой обстановке.  Теперь они должны были беспокоиться  о своей безопасности,  чтобы не стать легкой добычей для многочисленных  наземных хищ- ников. Приспособление шло по двум направлениям. Первая группа двигалась по пути гигантизма: огромные размеры да- вали возможность увеличить силу для защиты и нападения. К древнейшим  гигантам относятся дриопитек и гигантопи- тек, к современным  — горилла.
Другая группа вынуждена была опираться  не на силу и размеры,  а на сообразительность.  Известно, что даже со- временные  обезьяны зачастую используют подручные сред- ства для достижения  своих целей (камнем  разбивают орех, палкой  дотягиваются  до банана  и т.д.). Древние  существа пытались восполнить недостаток в силе «праорудийной деятельностью». Ее значение все больше возрастало,  порой именно от нее зависела сама жизнь и безопасность древних обезьян.
Около 5—б млн. лет назад группа антропоидов  миоцена положила  начало существам,  которые  резко отличались от всех прочих живых существ. Они получили название  «пред- люди», или австралопитеков,  что можно перевести как «юж- ная обезьяна» («австралис» — южный, «питек» — обезьяна). Постепенно происходит процесс изменения в пище. Раньше многие обезьяны  были травоядными;  спустившись на зем- лю, они приспособились к иным условиям обитания,  их с полным основанием  уже можно назвать хищниками.  В от- личие от животных, они использовали  при охоте различные орудия, перейдя от случайного их использования к система- тическому. У них возникает прямохождение.  Однако их еще
нельзя  назвать людьми, так как они не умеют изготавливать орудия.
Первыми известными нам явлениями материальной культуры  были  каменные орудия.  Они  появились прибли- зительно 2—2,5 млн. лет назад. Изготовляли их существа, ко- торые получили  название «человек умелый» — Ноiтiiт IгiаЫ- а.. Некоторые ученые считают,  что хабилисов  также нельзя признавать людьми, поскольку они практически не отлича- лись от австралопитеков, у них отсутствовала речь, хотя они умели изготавливать различные орудия.
Некоторые исследователи считают,  что австралопитеки были ранними предлюдьми, а хабилисы — поздними. Хаби- лисов нельзя  считать людьми еще и потому,  что они не яв- лялись  социальными существами, а жили в чисто зоологи- ческом объединении.
Хабилисы   положили начало  процессу  формирования человека  и человеческого общества, который длился  1,5—
1,6 млн. лет. По утверждению многих исследователей, грань, по которой  человеческую морфологию можно  отличить  от животной, проходит не между австралопитеками и хабили- сами,  а между хабилисами и архантропами. Этот период за- вершился приблизительно 35—40 тыс. лет назад (ранний па- леолит).
Дальнейшая деятельность предлюдей требовала  совмест- ных действий. Она становится целенаправленной, волевой. Появляются архантропы, или питекантропы — Ноiтiiт оеоесi., что значит  «человек  прямоходящий»  (1,5—1,6 млн.  лет на- зад), которые считаются первыми формирующимися людь- ми (пралюдьми).
Предлюди использовали в качестве орудий камни, палки, кости.  Можно предположить, что они заметили  существен- ную разницу  между камнями. Некоторые из них довольно легко разбить другими камнями, чтобы получить осколок с острым  краем,  пригодный для разрезания шкур  или иных надобностей.


 
« Пред.

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru